Почему русские не боялись американских «Капралов» и «Сержантов» Аналитика

otvaga2004_krug_01

В основе применения Вооруженных Сил наиболее развитыми странами мира, прежде всего США, лежит идея превентивного удара воздушными средствами нападения на армейские объекты, командные пункты и инфраструктуру противника, разрушения экономики и подавления тем самым его воли к сопротивлению. Именно поэтому роль противовоздушной (противоракетной) обороны на современном этапе значительно возрастает.

В нашей армии на вооружении находится большое количество различных комплексов ПВО. Однако разговор о них надо начать с рассказа о первом подвижном зенитном ракетном комплексе средней дальности для частей ПВО Сухопутных войск армейского и окружного (фронтового) подчинения, специально разработанном по требованиям армейцев. Этот комплекс получил название «Круг».

Старт разработке зенитного ракетного комплекса «Круг» (индекс 2К11) был дан Постановлением Совета Министров СССР от 13 февраля 1958 года. Головной организацией по созданию ЗРК был определен НИИ-20 Государственного комитета по оборонной технике. Все работы возглавил главный конструктор Н. Ефремов.

Зенитный ракетный комплекс предназначался для перехвата целей, летящих со скоростями до 600 м/с на высотах от 3.000 до 25.000 метров, на дальности до 45 км. Вероятность поражения цели типа фронтового бомбардировщика Ил-28 на высотах до 20 км одной ракетой должна была составлять 0,8. Самолет при этом мог осуществлять маневр с перегрузкой до четырех единиц. Цель с эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР), соответствующей истребителю МиГ-15, должна была обнаруживаться на дальности 115 км.

Новости СМИ2

Комплексу 2К11 предстояло заменить стоявший на вооружении ЗРК С-75. Это была хорошая система для того времени, но она имела несколько существенных недостатков – была стационарной, требовала для развертывания слишком много времени (около 4 часов), не могла поражать низколетящие самолеты. Армии же требовались мобильные комплексы, способные следовать за войсками по пересеченной местности и быстро вступать в бой. Разработчики попытались было исправить ситуацию, создав мобильную модификацию комплекса С-75 – СА-75 с прицепной пусковой установкой СМ-63, буксируемой грузовиком ЗиС-150/151, и даже выпустили небольшую серию. Но этот ЗРК не в полной мере отвечал требованиям командования Сухопутных войск. Именно поэтому перед конструкторами была поставлена непростая задача: смонтировать на высокопроходимых бронированных гусеничных самоходных шасси все боевые единицы комплекса – РЛС обнаружения и целеуказания, РЛС сопровождения целей и наведения ракет, пусковые установки с ЗУР. И это им удалось.

Однако путь к совершенству был трудным. Возникли серьезные сложности с созданием ракеты с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД). Выбор именно такого двигателя был не случаен, ведь ракета в таком случае несла в своих баках только горючее – не столь опасный в эксплуатации керосин. Окислителем служил кислород воздуха. В комплексе же С-75 применялись агрессивные и токсичные компоненты топлива, что еще больше усложняло его эксплуатацию. По топливной экономичности ПВРД в пять раз превосходил ракетные двигатели. Единственным «слабым звеном» ПВРД было то, что он не мог сразу создать необходимую тягу.

Именно поэтому на ракету пришлось устанавливать четыре твердотопливных ускорителя, разгонявших ее до скорости, равной двум скоростям звука. После выполнения задачи ускорители попарно отделялись от ракеты.

Сама ракета 3М8 была двухступенчатой и выполнена по аэродинамической схеме «поворотное крыло». Это было связано с особенностями работы прямоточных двигателей, которые при больших углах атаки иногда работали неустойчиво, а ракете ведь предстояло осуществлять маневры с восьмикратными перегрузками. Выбранная схема как раз обеспечивала возможность создания достаточной подъемной силы при небольших углах атаки корпуса ракеты.

3М8 наводилась на цель с помощью радиокоманд и подрывалась на расстоянии нескольких десятков метров от цели, которая поражалась осколочным полем мощной боевой части.

Надо отметить, что ракета создавалась на конкурсной основе. Из трех вариантов, предложенных разными конструкторскими бюро, в конечном итоге был выбран тот, который создавался в свердловском ОКБ-8 во главе с Л. Люльевым. Разработчикам пришлось преодолеть огромное количество проблем. Ракета упорно не хотела летать. В ходе первых 26 пусков шесть изделий разрушились в полете, у семи – не включился маршевый двигатель и лишь 12 стрельб были признаны относительно успешными. Пришлось даже создавать специальную экспертную комиссию, которой предстояло определить пути доработки ракеты. Но и это не решило всех проблем. Вот как охарактеризовал ситуацию один из специалистов: «Маршевый двигатель неустойчиво работал на малых высотах. В контуре управления возникали автоколебания, приводившие к неприемлемым промахам при пролете у цели. Отсутствовали представительные данные по функционированию радиовзрывателя и боевой части по реальным целям. Одними из самых сложных в отработке элементов оказались входной диффузор ПВРД ракеты и топливный насос с форсунками. Достаточно сказать, что пришлось «отжечь» около десятка тысяч форсунок, прежде чем была найдена оптимальная форма. И это только для данного типа двигателя, а в случае изменения его геометрических размеров все пришлось бы повторять заново. Это одна из причин, почему ПВРД не находят сейчас широкого применения – они уникальны в своем конкретном исполнении. Каждый шаг при отработке давался с трудом и решался буквально с нуля. С начала управляемых полетов началась борьба с затуханием сигнала бортового радиоответчика в факеле выхлопа двигателя. Оказалось, что продукты сгорания обыкновенного керосина очень хорошо экранируют антенну ответчика. Пришлось ее вынести на консоль хвостового оперения…»

Не счесть сложностей, возникавших с отработкой буквально каждого элемента конструкции, каждого аппаратурного блока. Тем не менее, все испытания остались позади, и 3 февраля 1965 года приказом Министра обороны СССР зенитный ракетный комплекс «Круг» был принят на вооружение войсковой ПВО.

Большинство требований военных было выполнено. Правда, максимальной высоты поражения целей, определенных заказчиком, достичь так и не удалось. До необходимых 25 тысяч метров ракета не долетала полтора километра. Да и нижний потолок поражения, хотя и соответствовал заявке, оказался «высоковат» – целых три километра.

Как и все остальные высокотехнологичные военные системы, комплекс «Круг» с первого дня своей «службы» в войсках стал подвергаться модернизации. В первую очередь необходимо было «приземлить» нижнюю границу поражения целей. Уже в 1967 году был принят на вооружение ЗРК «Круг-А», который был способен сбивать все, что летит на высотах от 250 метров. Еще через четыре года появилась модификация «Круг-М», которая поражала воздушного противника на дистанции не 45, а 50 километров. Одновременно на целый километр – до 24.500 метров – была поднята верхняя граница поражения. С 1974 года в войска стал поступать ЗРК «Круг-М1», для которого нижняя граница была снижена с 250 до 150 метров, а ближняя граница поражения целей уменьшена с 11 до 6-7 километров. Комплекс стал способен поражать цели на догонных курсах на дальности до 20 км. Эта последняя модификация «Круга» была остро необходима войскам, поскольку она могла перехватывать американские оперативно-тактические ракеты класса «Ланс», «Капрал» и «Сержант», в борьбе с которыми оказался бессилен комплекс ПВО С-75. Для решения этой задачи была доработана зенитная управляемая ракета, повышена ее точность, головную часть ЗУР стали оснащать боевыми поражающими элементами направленного действия с увеличенным весом.

Составляющие столь высокотехнологичного комплекса, как ЗРК «Круг», производились, естественно, на разных предприятиях. Станции обнаружения 1С12 собирались на Лианозовском электромеханическом заводе, станции наведения ракет 1С32 – на Марийском машиностроительном заводе, гусеничные шасси – на Уральском заводе тяжелого машиностроения. Пусковые установки 2П24 и сами ракеты выпускались на Свердловском машиностроительном заводе, и здесь же, в Свердловске, на заводе электроавтоматики было налажено производство комплекса управления К-1 «Краб».

В настоящее время комплекс «Круг» снят с вооружения. Его сменил универсальный ЗРК С-300В, способный бороться как с самолетами и баллистическими ракетами, так и с крылатыми ракетами. Однако надо отметить, что для своего времени ЗРК «Круг» имел весьма приличные характеристики и отличался высокой эффективностью в борьбе с самолетами. У него было несколько особенностей, имевших очень важное значение при ведении маневренных боевых действий. Во-первых, все боевые средства «Круга» были размещены на унифицированных самоходных гусеничных шасси высокой проходимости. Во-вторых, они были оснащены унифицированными средствами автономного электроснабжения, навигации, ориентирования, топопривязки, жизнеобеспечения, телекодовой и речевой радио- и телефонной связи. И, наконец, в-третьих, оборудованы устройствами автоматизированного развертывания в боевое положение и свертывания в походное положение, что позволяло осуществлять эти операции всего за 20 минут. Комплекс мог успешно работать на неподготовленных позициях, устойчиво функционировать в различных климатических условиях, перевозиться любым видом транспорта, включая воздушный. Еще один важный показатель – время перезарядки пусковой установки. У «Круга» он составлял 10-15 минут на ракету и до 30 минут – на одну пусковую установку.

Кроме СССР ЗРК «Круг» поставлялся на вооружение армий стран-союзников: Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Чехословакии и Сирии. В настоящее время некоторое количество этих комплексов продолжает состоять на вооружении армий Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Украины и КНДР.

Тактико-технические характеристики ЗРК «Круг»

Источник.

Почему русские не боялись американских «Капралов» и «Сержантов»
1 vote, 5.00 avg. rating (95% score)